В 1988 году был создан Переславский природно-исторический парк, расположенный в центральной части русской равнины, на юге Ярославского Поволжья. В 1993 году в парке начал работать центр «ЭКО» – «Экология, культура, образование».
Цели и задачи создания Центра – развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения, воспитание любви к природе и уважение к истории предков, привлечение населения к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края.
Одним из эффективных методов экологического воспитания и просвещения является общение с природой, когда в полевых условиях дети живут, проводят исследования, обучаются, отдыхают, общаются друг с другом. У национального парка есть опыт проведения подобных мероприятий.
В 1998 году национальный парк стал инициатором проведения ежегодной межрегиональной эколого-краеведческой экспедиции «Мы – дети Волги». Это проект детского эколого-краеведческого движения Верхневолжского региона; экспедиция проводится в местах с богатым природным и историческим наследием, имеет тесную связь с охраняемыми природными территориями. Экспедиция проводится с 1 – 8 июля, в работе экспедиции принимают участие 150-180 школьников 14– 16 лет из разных городов России; лагерь имеет кафедральную структуру, обязательные направления работы – образовательные циклы на кафедрах, исследовательская и практическая деятельность, творческие мастерские, волонтерские акции, досуг и оздоровление. Занятия ведут педагоги школ, сотрудники национального парка, научные сотрудники, преподаватели вузов.
В экспедиции принимают участие дети и руководители из национальных парков «Мещера», «Лосиный остров», «Паанаярви», «Русский Север», «Валдайский», экологического центра «Заповедники», из городов Казани, Москвы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Дзержинска, Ярославского и Московского регионов.
Цель проекта: развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения у школьников, воспитание любви к природе и уважения к истории предков, разработка и апробация программы изучения традиций природопользования; привлечение юношества к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края, укрепление физического, психологического здоровья детей, развитие детского эколого-краеведческого движения «Дети Волги», обмен учебными материалами, методиками исследования.
Задачи проекта: дать участникам сбора ряд теоретических основ экологии и практические навыки в этой области; формирование экологического поведения; знакомство с историческими корнями, традициями, обычаями своего народа, края; закрепление у детей основ безопасной жизнедеятельности и «выживания» в природных условиях; оздоровление, активный отдых и досуг городских и сельских школьников в условиях экологического лагеря; участие в творческих мастерских, эмоциональное восприятие окружающей природы; апробация авторских учебно-игровых программ; обмен методическим опытом.
Направления работы: экология, история, краеведение, природоохранная деятельность, оздоровление.
Участники проекта: учащиеся эколого-краеведческих кружков, победители экологических конкурсов, олимпиад, учащиеся школьных лесничеств.
Условия участия в проекте: самообеспечение – делегации обеспечивают себя туристическим оборудованием, питанием и проездом группы к месту дислокации (делегации ярославского региона обеспечиваются продуктами питания по нормативам, установленным в экспедиционных лагерях национального парка «Плещеево озеро»).
Реализация: теоретические курсы, учебно-исследовательские проекты, практикумы по экологии, геоботанике, гидрологии, гидробиологии, орнитологии, ихтиологии, энтомологии, экожурналистике и т.д., экологические десанты. Поддержание порядка на территории лагеря – «Чистый лагерь», конкурсы листовок, плакатов, аншлагов, экологические игры, творческие мастерские, народные праздники, спортивные соревнования, знакомство с памятниками истории и культуры через лекционный курс и экскурсионное обслуживание.
Работа по проекту осуществляется через кафедральную структуру организации занятий, создаются учебные группы, которые занимаются по утвержденному графику на разных кафедрах. Итог работы кафедр – День защиты учебно-исследовательских проектов. В свободное от занятий время дети участвуют в занятиях по интересам, творческих мастерских, различных акциях, походах, экскурсиях, практической деятельности.
Эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги» – это школа природы под открытым небом. В задачи каждой экспедиции входит изучение традиций и истории края, для этого проводятся лекции, экскурсионные программы. Занятия здесь проходят по отработанной схеме. Кафедральная система работы давно оправдала себя, участники экспедиции имеют возможность заниматься на кафедре, где ему наиболее интересно, практические занятия дают возможность юным исследователям узнать новое, непознанное, или закрепить уже полученные ранее знания. Участие в работе творческих мастерских: плетение из лозы, художественная роспись, глиняная игрушка, традиционная кукла, новая жизнь старых вещей – дает возможность детям познакомиться с традиционными народными промыслами и проявить свои творческие способности.
Психологически каждое начинание через определенное количество лет начинает перерастать в другую фазу, форму, направление. Движение «Мы – дети Волги» уже переросло те цели и задачи, которые перед ней ставились первоначально. Мы должны научить детей не только жить в гармонии с природой, но и научиться научно обоснованно пользоваться тем, что дает нам окружающий мир. Исследовательские проекты, проводимые в экспедиции, основаны не только на изучение окружающей природы. Участники экспедиции в своих работах ищут выход из той экологической катастрофы, которая связана с нерациональным использованием природных ресурсов.
Наиболее рациональным и практически обоснованным было проведение экспедиции «Мы – дети Волги» на особо охраняемых природных территориях, так как уникальность данных территорий дает возможность более целенаправленно заниматься изучением природы.
Экспедиция 2004 года была проведена в национальном парке «Русский Север», что дало возможность участникам экспедиции познакомиться не только с историко-культурным наследием северного края, но и увидеть уникальные природные объекты, редкие виды растений и ландшафтов.
Экспедиция 2005 года проходила на берегах Иваньковского водохранилища на Волге. Экскурсионные программы традиционны: посещение краеведческого музея в Конаково познакомило нас с историей создания первых водохранилищ в верховьях Волги. Посещение рыборазводного завода, где разводят и выращивают волжских осетров, очаровало всех. В цехах мы увидели разные стадии развития этих ценных рыб: от мальков – до взрослых особей. Все это для того, чтобы сохранить осетровых в волжском бассейне.
В экспедиции-2005 реализовался проект «Особо охраняемая природная территория на стержне Волги». Экспедиция «Мы – дети Волги» проходила в разных местах Волжского бассейна, но всегда было желание «подобраться» к истокам Волги. Национальный парк «Валдайский» расположен там, где эта великая русская река берет свое начало. В 2009 году экспедиция была проведена на этой загадочно прекрасной земле – на берегу живописного озера Велье. Мы побывали на истоке Волги и первом в России рыборазводном заводе. В 2010-2011 годах экспедиция вновь работала на озере Плещеево.
За время проведения экспедиции в ней приняли участие более 3000 человек. Участниками экспедиции по своей инициативе создан сайт «Мы – дети Волги», на котором они общаются и через который пропагандируют экспедицию. Я считаю, что это основной показатель работы. Трое преподавателей-экологов – руководители кафедр экспедиции из Некрасовской (Аминова Наталья Борисовна), Коленовской (Ильинская Ольга Михайловна), школы № 9 г. Переславля-Залесского (Колотилина Любовь Николаевна) стали победителями президентского гранта в области образования «Лучшие учителя России», используя в своих проектах опыт работы в экспедиции «Мы – дети Волги».
Колотилина Л.Н., Разумовская Г.И., У истоков великой реки. Ж. Заповедные острова, №7-9 (134), М., 2009
Разумовская Г.И. Эколого-краеведческий туризм в национальном парке «Плещеево озеро» и его роль в экологическом просвещении. Материалы межрегиональной научно-практической конференции « Экология и культура: от прошлого к будущему». Ярославль, 2008.
Разумовская Г.И. Эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги». Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экология и культура: от прошлого к будущему», Ярославль, 2009.
Разумовская Г.И. Эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги». Сборник методических материалов. Переславль-Залесский, 2008
Колотилина Л.Н. VI лагерь « Мы – дети Волги» состоялся! Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники» №3 (49), 2003
Разумовская Г.И. «Дети Волги». Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники». №3 (58), 2005.
Разумовская Г.И. Колотилина Л.Н., Межрегиональная эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги». Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники» №7 (66) 2006.
Разумовская Г.И.Юбилейная Х межрегиональная эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги» на переславской земле. Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники» №3 (69) 2007.
Разумовская Г.И. Х I эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги». Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники». №4 (78) 2008.
Разумовская Г.И. Эколого-краеведческая экспедиция «Мы – дети Волги-2009». Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники» №3 (84) 2009.
Воробьева Л.В. «Мы дети Волги». Районная газета «Переславские вести», 14 июля №54 (1412)
Воробьева Л.В. Эколого-краеведческая экспедиция школьников «Мы – дети Волги-2011». Газета национального парка Плещеево озеро» «Переславские родники» №3 (92) 2011.
Воробьева Л.В. Эколого-краеведческая экспедиция школьников «Мы – дети Волги-2011». Городская газета «Переславская неделя» №29 (13865), 27 июля 2011 г.
Воробьева Л.В. Экспедиция «Мы – дети Волги», 2011. Газета ООПТ «Заповедное братство». № 6(27) 2011 года.